Стартер – небольшой, но очень значимый узел автомобиля. Он играет важную роль – раскручивает мотор при первом запуске. Если стартер не включится, завести автомобиль не удастся. Признаком работающего стартера может стать характерный звук, который появляется при повороте ключа зажигания. Если же стартер не запускается, можно предположить, что он вышел из строя. Это не всегда так. Зачастую виновником того, что стартер не включается, становится разряженный аккумулятор. Чтобы в этом убедиться, необходимо перед поворотом ключа зажигания включить фары. Если при попытке завести двигатель, их свет притухает, значит проблема в аккумуляторе.
Вместе с тем, в стартере также возможны многочисленные поломки, начиная от самой простой – истирания щеток, и заканчивая перегоранием обмотки двигателя, износом муфты свободного хода и шестерни. Самостоятельно определить причину, по которой не работает стартер, практически невозможно. Лучше всего сразу обратиться в автосервис за квалифицированной помощью.
Ремонт стартера состоит из нескольких этапов:
— проверка стартера на стенде;
— разборка стартера;
— ремонт или замена его деталей;
— сборка стартера.
В процессе диагностики стартер тестируется в двух режимах – под нагрузкой и на холостом ходу.
Исправный стартер в режиме холостого хода должен потреблять от 70А до 85А электрического тока и выдавать частоту вращения около 5000 об/мин (+-500об). Если наблюдается повышенное потребление тока и одновременное снижение скорости вращения, можно предположить механические или электрические неисправности. Если же снижение оборотов наблюдается на фоне пониженного потребления тока, искать поломку стоит в щеточном узле или коллекторе.
При разборке стартера выкручивают стяжные болты, снимают крышку и вынимают щетки. Корпус легко разъединяется и становится возможно вынуть якорь и муфту свободного хода в сборе. Эта деталь так же легко поддается разборке, — достаточно сдвинуть ограничительное кольцо в сторону и убрать стопорное кольцо якоря.
Детали, снятые со стартера, промывают, просушивают и тщательно осматривают на предмет повреждений. Электрические детали проверяют на замыкание с помощью тестера и контрольной лампы. Наличие пробоя является 100% показанием к замене детали на новую. После устранения всех неисправностей узлов стартер собирают в обратном порядке и снова тестируют на стенде.